Маргарита А.
Мюррей - английский антрополог, археолог и египтолог, более широко известная
своими противоречивыми теориями о происхождении и учреждении колдовства как
религии.
Она родилась 13
июля 1863 года в Калькутте. В пору молодости проявила себя в английском
академическом мире, вначале поступив в Университетский колледж в Лондоне в 1894
году. Она специализировалась по египтологии. Ее называли душой колледжа и она
оставалась там доцентом вплоть до 1935 года.
Затем она оставила
свой пост, чтобы продолжить дальнейшее образование. Она также читала лекции по
египтологии и другим предметам.Мюррей принимала участие в археологических
раскопках в Египте, на Мальте, в Хартфордшире (Англия), в Минорке и Тель-Авиве,
к югу от Палестины.
Интерес к
ведьмовскому ремеслу заставил ее изучать этот предмет повсюду в Европе. Сюда
входило в первую очередь изучение письменных показаний, сделанных во время
судов над ведьмами. Ее первая книга по ведьмовству "Культ ведьмовства в
Западной Европе" (1921) произвела шок в академической аудитории и вызвала
немалую полемику. Большинству академических ученых ее построения показались
бредовыми. Но их с восторгом восприняла неподготовленная публика.
Мюррей, как она
полагала, установила, что ведьмовство в Средние века и эпоху Возрождения не
было феноменом христианской ереси, а было остатками языческой религии,
связанной с плодородием, религии, корнями уходящей в период палеолита -
каменного века. Также она уверяла, что ведьмовство было намного шире
распространено и органиховано в те века, чем было принято считать среди
тогдашних историков.
Мюррей была не
первым исследователем, выдвигавшим эту теорию. Дж. Фрэзер обсуждал теорию
доисторического происхождения колдовских обрядов и поверий с своей обширной
работе "Золотая ветвь" (1890). Мюррей, опираясь на труд Фрэзера,
намного дальше продвинула свои теории.
Мюррей называла
ведьмовство "культом Дианы" из-за языческого обожествления богини
Дианы. Она верила, что большинство ведьм собирается в общины, которые всегда
состоят из двенадцати участников и руководителя - либо Дьявола, либо человека
его представляющего (хотя у нее не было достаточных свидетельств, чтобы
подтвердить это перед ученым миром). Она также говорила о том, что колдуны
происходили из "каждого слоя общества, от высшего до низшего". И тут
она полемизировала с социалистом Мишле, который в ведьмах видел исключительно
униженных и оскорбленных крестянок. (см. Мишле. Ведьма. Женщина.- М.1997)
Мюррей оставалсь
убежденной сторонницей существования стройной ведьмовской религии, несмотря на
недостаточные доказательства ее существования. Во второй книге по ведьмам
"Бог и ведьмы", опубликованной в 1933 году, Мюррей обсуждала Рогатого
Бога, или мужское языческое божество, также прослеживала его происхождение в
эпохе палеолита. Она рисовала Рогатого Бога как как всемогущего, но доброго.
Третья ее книга "Божественный король Англии" (1954) осталась наиболее
спорным, даже по сравнению с предыдущими, ее сочинением. Здесь она утверждает,
что каждый английский король от Вильгельма I Завоевателя (то есть с 1066 года)
до Якова I, правившего в начале 17 века, был тайный колдун и что многие
государственные чиновники были умерщвлены ритуальным способом.
Однако, теории
Мюррей дали импульс к движунию в Англии в 1950-х гг., ставящему своей задачей
исследовать ремесло ведьм, как определенную организованную религию. Немало
преуспел в этом Джеральд Б. Гарднер. Он развил теории Мюррей в своей книге
"Колдовство сегодня" (Witchcraft Today), а сама бабушка Мюррей
написала к ней предисловие.
Маргарет А. Мюррей
умерла в Лондоне 13 ноября 1963 года, вскоре после своего сотого дня рождения.